В рамках недели
русского языка и литературы 3 марта объявлен Днем открытых уроков литературы.
В 11 классе учащиеся на уроке литературы
обсуждали тему «Поэт и мир в концепции
Б.Л. Пастернака». Борис Леонидович Пастернак –
один из наиболее известных поэтов XX века, выдающийся русский писатель и
лауреат Нобелевской премии по литературе. Для Пастернака высшей
ценностью была сама жизнь. Поэтому его творчество жизнеутверждающее и
преисполнено философским пафосом.
Задачей учителя
Перепелкиной М.Н. было помочь ученикам понять и осознать, как мотивы творчества
отразились в лирике Б. Пастернака. Были прочитаны известные стихотворения
Пастернака, как «Во всём мне хочется дойти до самой сути…», «Быть знаменитым
некрасиво…», написанные в 1956 году. Через анализы стихотворений ученики пришли
к выводу: по мнению автора стихов, творчество – это не работа, а образ жизни
поэта. Он должен до конца быть верен своим идеям, своей яркой поэзией проливать
свет на жизненные вопросы.
А в 8 классе (учитель
Григорьева Е.Н.) учащиеся работали на уроке литературы по теме «Проблема цели и
смысла жизни, истинные и ложные ценности» (по рассказу М. Горького «Макар
Чудра»). Главный герой произведения, Макар Чудра, приводя легенду о Лойко и
Радде, высказывает идею о том, что истинную свободу человек может получить,
лишь умерев. Да, человек в какой-то мере после смерти освобождается от проблем,
обязанностей, чувств. А разве мы, живые, не можем быть по-настоящему
свободными? Гордость Лойко и Радды, их стремление к абсолютной свободе обрекли
их на вечное одиночество и невозможность быть счастливыми. Как бы независимы
они ни были, в результате сами же становятся рабами так лелеемой ими
свободы.
В конце урока обучающиеся пришли к
выводу, что все герои раннего творчества Горького нравственно эмоциональны и
переживают душевную травму, выбирая между любовью и свободой. Герои выбирают
все же последнее, обходя любовь стороной и предпочитая только свободу.
Появление теней Радды и Лойко в конце рассказа помогает понять авторскую позицию:
как бы прекрасны ни были в своем стремлении к абсолютной свободе романтические
герои, их жизнь бесплодна и призрачна, она может быть уподоблена тем самым
призракам, в которые и превратились Лойко и Радда.